МБОУ Ковылкинская СОШ №2
Кислова Наталья Николаевна - учитель математики

В 1994 году я окончила Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, стаж педагогической деятельности 19 лет. В 2011 году прошла курсы повышения квалификации учителей математики по теме «Актуальные проблемы обучения математике в условиях модернизации образования». В течении многих лет работала над проблемой : "Формирование метапредметных УУД  у обучающихся на уроках математики".

     Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними.

      Математика в отличие от большинства других преподаваемых в школе дисциплин имеет предметом своего изучения не окружающие нас вещи, а количественные отношения и пространственные формы, свойственные этим вещам.

      Перед учителями математики стоит нелегкая задача – преодолеть в сознании учеников возникающее представление о «сухости», формальном характере, оторванности этой науки от жизни и практики.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем.

 Главное  изменение в обществе, которое влияет и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития.

 А значит, школа ученику дает возможность:

-получить багаж знаний

-научиться применять полученные знания на практике

-стать функционально-грамотной личностью

По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.

Введение ФГОС – это новый этап модернизации образования.Основная тенденция развития Российского образования, реализованная в ФГОСах   II поколения,  -  усиление роли универсальных учебных действийв образовательном процессе.

        Из вышесказанного вытекает тема моей педагогической идеи:

«Формирование метапредметных УУД  у обучающихся на уроках математики».

 

Цели педагогической идеи:

- формировать у школьников убеждение в связности предметов школьного цикла и целостности окружающего мира;

-повышать и развивать познавательный интерес сразу к нескольким учебным дисциплинам;

- создавать мотивацию к дальнейшей успешной учебной деятельности;

-учить школьников применять современное программное обеспечение в решении нестандартных и жизненных задач.

 

Педагогические основы  для  достижения поставленных целей я нашла в разработанных исследованиях психологов и  педагогов по проблемному обучению Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и в изучении метапредметного подхода в обучении математики Т.В. Кудрявцева,

Ю.В. Громыко, А.Г.Асмолова, А.В. Хуторского.

Сегодня образование призвано решать свою главную задачу:

-формировать систему учебных и познавательных мотивов,

- умения принимать, сохранять, реализовывать  учебные цели,

-планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

 

В соответствии с Концепцией и Требованиями стандарта содержание планируемых результатов позволяет осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования.

Универсальные учебные действия

для ученика выстраиваются

 

 

от действия                                    к мысли

Универсальные учебные действия(УУД) - совокупность способов действия обучающегося и   связанных с ними навыков учебной работы, которые обеспечивают способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию образовательного процесса

Что понимать под метапредметнымиУУД?

Прежде всего давайте разберемся с понятием метапредметность.

Приставка "Мета" означает «следующее за…»

Иногда это называют универсальными знаниями и способами.

 

Метапредметные УУД включают в себя регулятивные, познавательные, коммуникативные.

-Регулятивные действия заключаются в

Умении поставить учебную цель, задачу на основе того, что уже известно и усвоено;

умение планировать последовательность своих действий для достижения конечного результата;

умение прогнозировать результат своих действий;

умение контролировать свои действия.

-Познавательные.

Умение самостоятельно находить необходимую информацию,  формулировать  проблему,

создавать алгоритм деятельности для решения проблем,

выбирать наиболее эффективные способы решения.

-Коммуникативные

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов;

разрешение конфликтов;

управление поведением партнера;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Развитие метапредметныхУУД позволяет учащимся осваивать деятельность как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

 

Наиболее оптимальными методами формирования метапредметных УУД на уроках математики считаю: проблемное изложение, эвристический и исследовательский методы.

Метод проблемного изложения. Сначала совместно с детьми обозначается проблемная ситуация, затем учеником аргументируется каждый шаг к решению проблемы.

Эвристическая беседа – это система логически взаимосвязанных вопросов учителя и ответов учащихся.

Она способствует непроизвольному формированию памяти и навыков анализа и преобразования понятий, а также желания общаться, быть причастным к решению задач, работе всего коллектива.

Исследовательский метод. Его использую при организации практических занятий, на обобщающих уроках, когда учащиеся достаточно хорошо знают материал, что позволяет им поставить задачу и найти ее решение.

 

Приёмы, для формирования метапредметных УУД.

  1. Групповая работа. Заключается в следующем:

Учитель разбивает класс на малые группы, при этом не проводится четкого распределения ролей, дети выбирают их сами.

  •     Уточнение выбора роли означает дальнейшее повышение ответственности за свой выбор, так как результат работы зависит от каждого.
  • Участие ученика в работе группы должно быть добровольным и сознательным.
  • При использовании групповой работы формируются навыки построения внутриколлективных отношений.
  • Самой интересной формой групповой работы является мозговой штурм. Основная задача приёма – сбор как можно большего числа идей в результате чего участники обсуждения освобождаются от инерции мышления и стереотипов.

2. Работа в парах. Работа в парах – это форма организации деятельности учащихся на уроке, которая обучает учебному сотрудничеству.

Используя этот приём, я совместно с учащимися определяю правила работы в паре для эффективного взаимодействия.

При этом ребята учатся слушать друг друга, совместно вырабатывая общее решение.

  1. Математический квест. Этот приём  позволяет успешно  развивать метапредметные УУД.

Он делает учащегося самостоятельным, приспособленным к жизни, умеющим ориентироваться в разнообразных ситуациях,

способствует развитию познавательных и творческих навыков учащихся,

умений самостоятельно конструировать свои знания,

умений ориентироваться в информационном пространстве.

 

 

  1.  Проект. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные и групповые приемы работы.

Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объемными, требующими от учащихся внеурочной подготовки.

Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высоким уровнем развития метапредметных УУД.

Как и другие приемы, данный приём создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию.

 

 

 

 

5.Составление кластера.

Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными  мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

 Кластер является отражением нестандартной формы мышления.

  1.  Портфолио математических достижений.

Это - способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся по математике. Особенность портфолио заключается в том, что:

- это внешняя оценка результатов

- внутренняя форма самоанализа и самооценки

- форма проектирования индивидуальной траектории саморазвития

7. Мини-исследования.

Введение элементов исследовательской деятельности считаю необходимым начинать как можно раньше, так как в результате учащиеся приобретают навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач. Этот вид деятельности является одним из наиболее действенных методов для формирования творческого подхода к  решению  различных жизненных ситуаций и нестандартных задач.

8 .Приём самооценивания.( использую алгоритм самооценки)

Одной из отличительных особенностей ФГОС является новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на содержательную оценку. Для этого использую карточки со знаками «+» и «- »,

смайлики,

три шкалы успешности.

9. Метапредметная олимпиада

Это Уникальная форма занятий способствуетформированию метепредметных УУД.

 Задания на таких олимпиадах, как правило, зажигательные, волнующие каждого ученика, задевающие его за живое.

Их выполнение позволяет ребенку осознать свой интерес, проявить свой потенциал и изобретательность в решении актуальных проблем и ситуаций.

Результативность педагогической идеи.

Результативность и эффективность формирования метапредметных УУД имеет следующие преимущества:

- достаточное и точное умение выражать свои мысли;

-  владение монологической и диалогической формами речи;

- умение  ставить учебную цель и планировать последовательность своих действий для достижения результата;

- умение  самостоятельно находить необходимую информацию;

- умение прогнозировать результат своих действий;

Показателем результативности педагогической идеи является рост уровня сформированности метапредметных УУД  моих учеников.

Эта диаграмма отражает данные уровня сформированности в период с 5 по 9 класс.

 

Уровень развития регулятивных УУД в 5 классе составил  60%, в 9 классе – 77%.

Коммуникативные УУД в 5 классе – 70%, в 9 классе – 84%.

Познавательные УУД в 5 классе – 68%, в 9 классе – 85%.

Благодаря тому, что я использую различные приёмы формирования метапредметных УУД,  обучающиеся стали активными участниками получения нового знания, развивается их самостоятельность,  аналитическое и  творческое мышления, познавательная активность, появляется осознанность,  обеспечивается более прочное усвоение знаний.  

Показателями сформированности метапредметных УУД являются результаты итоговой аттестации обучающихся в форме ГИА и ЕГЭ. От 70% до 80% моих учеников легко выполняют  задания,  которые применяются в различных жизненных ситуациях.

 

 Все это делает учебную деятельность более привлекательной для учащихся,  ориентирует их на комплексное использование знаний. Они стали активнее не только в учебной, но и  во внеурочной деятельности.

 

Именно это важно сегодня, когда от современного выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность находить и применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно.