МБОУ Ковылкинская СОШ №2
Кислова Наталья Николаевна - учитель математики

Урок-беседа на тему «Правила поведения в общественных местах»

Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры,  на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.

Задачи:

  1. Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).
  2. Формировать положительные моральные качества.

Оборудование: интерактивная доска.

Ход урока

  1. Вводная беседа
  • Что такое этикет?

“Этикет – это правила поведения человека среди других людей”.

Словарь русского языка” Ожегова С.И.: “Этикет. Установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т. п.)”

  • А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?

- Его называют культурным.

- Его называют воспитанным человеком.

  • Где человек должен применять правила этикета?
  • Какие общественные места вы знаете?
  • Посмотрим, насколько хорошо вы знаете предназначение этих общественных мест.
  •  Соедините стрелочками слова левого и правого столбика.

Библиотека

Транспорт

Театр

 

 

спектакль

чтение

проезд

 
  1. Сообщение темы урока

Наш урок посвящен правилам поведения в общественных местах

  1. Путешествие в театр
  • Загадка.

Он так соединил собой искусства,

Что в нем они слились в одно.

И музыки поток, и танца буйство,

Огонь стихов, картины полотно...(Театр)

  • Предлагаю вам сегодня «отправиться на спектакль вместе с героиней стихотворения Агнии Барто « В театре»

(Читает учитель)

Когда мне было 
восемь лет, 
Я пошла смотреть балет. 
Мы пошли с подругой Любой. 
Мы в театре сняли шубы, 
Сняли теплые платки. 
Нам в театре, в раздевалке, 
Дали в руки номерки. 
Наконец-то я в балете! 
Я забыла все на свете. 
Даже три помножить на три 
Я сейчас бы не смогла. 
Наконец-то я в театре, 
Как я этого ждала. 
Я сейчас увижу фею 
В белом шарфе и венке. 
Я сижу, дышать не смею, 
Номерок держу в руке. 
Вдруг оркестр грянул в трубы, 
Мы с моей подругой Любой 
Даже вздрогнули слегка. 
Вдруг вижу – нету номерка. 
Фея кружится на сцене – 
Я на сцену не гляжу. 
Я обшарила колени – 
Номерка не нахожу. 
Может он под стулом где-то? 
Мне теперь не до балета! 
Все сильней играют трубы, 
Пляшут гости на балу. 
Мы с моей подругой Любой 
Ищем номер на полу. 
Укатился он куда-то… 
Я в соседний ряд ползу. 
Удивляются ребята: 
- Кто там ползает внизу? 
По сцене бабочка порхала- 
Я не видала ничего: 
Я номерок внизу искала 
И, наконец, нашла его. 
А тут как раз зажегся свет, 
И все ушли из зала. 
– Мне очень нравится балет, - 
Ребятам я сказала.

Обсуждение

  • Понравилось ли вам стихотворение?
  • Увидела ли спектакль героиня?
  • Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим?
  • Правила поведения в театре.

Для этого существуют правила поведения в театре.

(вставь пропущенные слова)

  • Главное правило – приходить вовремя.  Приезжайте в театр минут за 20-30.
  •  Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в середине ряда, остальным нужно подождать. 
  • У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись лицом к сидящим.
  • Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после антракта (перерыва) сесть на своё место. (Почему? Как вы думаете?) (Ответы детей) Потому что зрители, чтобы пропустить вас, должны встать, а это отвлечёт их внимание от спектакля. 
    • Нельзя в театре занимать чужие места! 
    • В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник. 
  •  Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка. 
  • Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия отключите мобильные телефоны.

• Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами.

  • Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз. 
    • На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от маленького праздника – посещения театра. 
  1. Правила поведения в общественном транспорте

Спектакль закончился, мы едем домой на общественном транспорте.

  •  Закончи предложение (устно)

-Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…

-Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…

-Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…

-Если  ты во время движения автобуса держишься за поручень, то…

-Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…

  • Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров. (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)

Новые правила выделяют маркером на доске

Дети обязаны:

  1. входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
  2. держаться за поручни в салоне;
  3. покупать билеты у водителя только на остановке;
  4. быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.

Детям-пассажирам запрещается:

  1. отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;
  2. открывать двери транспорта во время его движения;
  3. высовывать голову и руки из окон.
  • Просмотр мультфильма «Шел трамвай десятый номер» по произведению С. Михалкова. (4мин. 10 сек. video.yandex.ru)

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Пионеру Николаю

Ехать очень хорошо.

 

Он сидит на лучшем месте -

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Николай сидит скучает,

Бабка рядышком стоит…

 

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать,

Но давайте скажем в рифму:

- Старость нужно уважать!

  • Вопросы:
  • Понравился ли вам главный герой?
  • Какое правило нарушил Николай?
  1. Домашнее задание

Прочитайте стихотворение, подумайте над правилами поведения в библиотеке.

Есть страна чудесная на свете,

Ее Библиотекою зовут.

Сюда приходят взрослые и дети,

Потому что книги здесь живут.

Но в стране большой библиотеке

Правила особенные есть:

Знать вам обязательно их нужно,

Этих правил, я скажу вам, шесть.

Как войдешь в страну Библиотеку,

Поздороваться со всеми не забудь.

И веди себя достойно и спокойно,

Вежливым и тихим, друг мой, будь!

Ясно, четко, кратко, быстро

Автора и книгу назови.

И когда получишь то, что нужно,

Вежливо «спасибо» ты скажи.

Возвращай полученную книгу

Обязательно в указанный в ней срок,

Чтобы эту книгу без проблемы

Прочитать другой ребенок смог.

Если эти правила, ребята,

Будете вы строго выполнять,

То тогда страна Библиотека,

Будет рада вас всегда принять!

 

( Текст стихотворения в распечатанном варианте получают все