Урок-беседа на тему «Правила поведения в общественных местах»
Цель. Усвоение учащимися совокупности конкретных правил поведения в учреждениях культуры, на транспорте, основанных на уважении к правам и свободам других граждан.
Задачи:
- Развивать навыки культурного поведения в общественных местах (театре, на транспорте, в библиотеке).
- Формировать положительные моральные качества.
Оборудование: интерактивная доска.
Ход урока
- Вводная беседа
- Что такое этикет?
“Этикет – это правила поведения человека среди других людей”.
Словарь русского языка” Ожегова С.И.: “Этикет. Установленный порядок поведения, форм обхождения (в дипломатических кругах, при дворе монарха и т. п.)”
- А как называют человека, который знает все правила этикета и соблюдает их?
- Его называют культурным.
- Его называют воспитанным человеком.
- Где человек должен применять правила этикета?
- Какие общественные места вы знаете?
- Посмотрим, насколько хорошо вы знаете предназначение этих общественных мест.
- Соедините стрелочками слова левого и правого столбика.
Библиотека Транспорт Театр |
|
|
спектакль чтение проезд |
- Сообщение темы урока
Наш урок посвящен правилам поведения в общественных местах
- Путешествие в театр
- Загадка.
Он так соединил собой искусства,
Что в нем они слились в одно.
И музыки поток, и танца буйство,
Огонь стихов, картины полотно...(Театр)
- Предлагаю вам сегодня «отправиться на спектакль вместе с героиней стихотворения Агнии Барто « В театре»
(Читает учитель)
Когда мне было
восемь лет,
Я пошла смотреть балет.
Мы пошли с подругой Любой.
Мы в театре сняли шубы,
Сняли теплые платки.
Нам в театре, в раздевалке,
Дали в руки номерки.
Наконец-то я в балете!
Я забыла все на свете.
Даже три помножить на три
Я сейчас бы не смогла.
Наконец-то я в театре,
Как я этого ждала.
Я сейчас увижу фею
В белом шарфе и венке.
Я сижу, дышать не смею,
Номерок держу в руке.
Вдруг оркестр грянул в трубы,
Мы с моей подругой Любой
Даже вздрогнули слегка.
Вдруг вижу – нету номерка.
Фея кружится на сцене –
Я на сцену не гляжу.
Я обшарила колени –
Номерка не нахожу.
Может он под стулом где-то?
Мне теперь не до балета!
Все сильней играют трубы,
Пляшут гости на балу.
Мы с моей подругой Любой
Ищем номер на полу.
Укатился он куда-то…
Я в соседний ряд ползу.
Удивляются ребята:
- Кто там ползает внизу?
По сцене бабочка порхала-
Я не видала ничего:
Я номерок внизу искала
И, наконец, нашла его.
А тут как раз зажегся свет,
И все ушли из зала.
– Мне очень нравится балет, -
Ребятам я сказала.
Обсуждение
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Увидела ли спектакль героиня?
- Как нужно было поступить, чтобы не испортить праздник себе и окружающим?
- Правила поведения в театре.
Для этого существуют правила поведения в театре.
(вставь пропущенные слова)
- Главное правило – приходить вовремя. Приезжайте в театр минут за 20-30.
- Услышав звонок, следует направиться в зал и занять свои места. Первыми должны сесть те, кто сидит в середине ряда, остальным нужно подождать.
- У вас место в середине ряда, но вы немного задержалась и теперь, извинившись, должны осторожно пройти к месту, повернувшись лицом к сидящим.
- Если бы вы опоздали и пришли с началом спектакля, то должны были бы сесть на любое свободное место и уже только после антракта (перерыва) сесть на своё место. (Почему? Как вы думаете?) (Ответы детей) Потому что зрители, чтобы пропустить вас, должны встать, а это отвлечёт их внимание от спектакля.
• Нельзя в театре занимать чужие места!
• В театр приходят красиво одетыми, ведь это праздник. - Не рекомендуется приносить в зал шоколад, бутерброды, яблоки. Если Вы не успели перекусить – в театре есть буфет. Но не стоит оставаться там до третьего звонка.
- Соблюдение тишины во время спектакля – главное правило. Перед началом действия отключите мобильные телефоны.
• Если спектакль вам понравился, поблагодарите артистов аплодисментами.
- Не спешите получить ваше пальто в гардеробе, не волнуйтесь. Зритель, которому дорог спектакль, дождётся, пока занавес опустится в последний раз.
- На протяжении всего пребывания в театре будьте взаимно вежливы и внимательны, и тогда у Вас останутся самые приятные впечатления от маленького праздника – посещения театра.
- Правила поведения в общественном транспорте
Спектакль закончился, мы едем домой на общественном транспорте.
- Закончи предложение (устно)
-Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то…
-Если ты не выходишь на следующей остановке, но стоишь на ступеньках, то…
-Если ты не приготовишься заранее к выходу, то…
-Если ты во время движения автобуса держишься за поручень, то…
-Если готовишься к выходу, то спрашиваешь так…
- Прочитай и запомни правила поведения детей-пассажиров. (дети читают самостоятельно, сначала называют правила, которые знали, а потом новые)
Новые правила выделяют маркером на доске
Дети обязаны:
- входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта;
- держаться за поручни в салоне;
- покупать билеты у водителя только на остановке;
- быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям.
Детям-пассажирам запрещается:
- отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины;
- открывать двери транспорта во время его движения;
- высовывать голову и руки из окон.
- Просмотр мультфильма «Шел трамвай десятый номер» по произведению С. Михалкова. (4мин. 10 сек. video.yandex.ru)
Шел трамвай десятый номер
По бульварному кольцу.
В нем сидело и стояло
Сто пятнадцать человек.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Пионеру Николаю
Ехать очень хорошо.
Он сидит на лучшем месте -
Возле самого окна.
У него коньки под мышкой:
Он собрался на каток.
Вдруг на пятой остановке,
Опираясь на клюку,
Бабка дряхлая влезает
В переполненный вагон.
Люди входят и выходят,
Продвигаются вперед.
Николай сидит скучает,
Бабка рядышком стоит…
Этот случай про старушку
Можно дальше продолжать,
Но давайте скажем в рифму:
- Старость нужно уважать!
- Вопросы:
- Понравился ли вам главный герой?
- Какое правило нарушил Николай?
- Домашнее задание
Прочитайте стихотворение, подумайте над правилами поведения в библиотеке.
Есть страна чудесная на свете,
Ее Библиотекою зовут.
Сюда приходят взрослые и дети,
Потому что книги здесь живут.
Но в стране большой библиотеке
Правила особенные есть:
Знать вам обязательно их нужно,
Этих правил, я скажу вам, шесть.
Как войдешь в страну Библиотеку,
Поздороваться со всеми не забудь.
И веди себя достойно и спокойно,
Вежливым и тихим, друг мой, будь!
Ясно, четко, кратко, быстро
Автора и книгу назови.
И когда получишь то, что нужно,
Вежливо «спасибо» ты скажи.
Возвращай полученную книгу
Обязательно в указанный в ней срок,
Чтобы эту книгу без проблемы
Прочитать другой ребенок смог.
Если эти правила, ребята,
Будете вы строго выполнять,
То тогда страна Библиотека,
Будет рада вас всегда принять!
( Текст стихотворения в распечатанном варианте получают все