Урок – игра с элементами спектакля
«Математическая поликлиника»
для 6 класса по теме «Пропорции, отношения».
Подготовила учитель математики МОУ «Ковылкинская средняя общеобразовательная школа №2». Кислова Наталья Николаевна
План – конспект
Цели: 1) решение задач с помощью пропорций;
2) математическими способами доказать возможный вред от курения.
( Слайд 2)
Ход урока.
Учитель. Сегодня, дорогие ребята, мы проведем с вами необычный урок. У нашего урока две темы: «Решение задач на проценты» и «Прежде чем закурить - подумай».
Первое наше задание на внимание. Посмотрите внимательно на рисунок.
На рисунке изображены: в синем треугольнике мяч, в красном пятиугольнике сигарета и в зеленом прямоугольнике – две кисточки с красками.
( Рисунок закрыть).
Теперь ответьте на следующие вопросы:
- Какой предмет находится в синем треугольнике?
- Сколько кисточек рядом с красками?
- Какого цвета пятиугольник?
- Какого цвета прямоугольник?
- Какой предмет лишний на рисунке?
(Ответ: сигарета)
( Слайд 3)
Выходит сигарета.
Сигарета. Почему это я лишняя? А вы знаете, что мои ближайшие родственники: картофель, томат, баклажан? В Европе табак использовали в качестве лечебного средства. В вышедшем в 1625 году в Базеле учебнике медицины о табаке говорилось следующее: «Это зелье очищает небо и голову, рассеивает боль и усталость, оберегает людей от чумы, прогоняет вшей».
Выходит врач Пилюлькин.
Пилюлькин. Но вы забыли сказать, что родственниками табака ( и это, пожалуй, справедливее) являются белладонна, белена и дурман. В 1608 году король Людвиг ХIII запретил свободную продажу табака. В 1649 году в знаменитом «Уложении» царя Алексея Михайловича предписывалось пытать всех, у кого будет найден табак, и бить кнутом, пока не признается, откуда табак достал. Если торговец табаком – пороть, ноздри рвать и ссылать в дальние города.
Небольшие сообщения учащихся.
Сигарета. Раз так, то уйдешь со мной и ты! И никто не сможет рассказать ребятам о вреде курения. Ох, и дыма я сейчас напущу.
Сигарета, схватив доктора Пилюлькина, уходит.
( Слайд 4)
Учитель. Развеять дым мы сможем, выполнив устно задание из таблицы. А в это время некоторые ученики, выполняя отдельное задание, будут искать нам помощников.
Вычислите
|
|
Выразите десятичной дробью |
Выразите в процентах
|
Найдите
|
||
0,7 + 3,9
|
5х + 1,3х
|
14%
|
0,33
|
5% от 200
|
||
11,4 – 0,9
|
3,2х - х
|
25%
|
0,05
|
10% от 200
|
||
0,3 + 0,17
|
4,6х – 3,1х + 4
|
55%
|
0,17
|
7% от 400
|
||
0,24 * 10
|
0,8х + 4,1 + х
|
134%
|
1,24
|
40% от 300
|
||
4,5 : 0,3
|
Х+ 3х -5 + 4,1х
|
0,6%
|
0,005
|
50% от 620
|
||
76,4 * 0,01
|
6,1х – х + 5х
|
150%
|
0,009
|
0,009
|
||
15 – 8,7
|
6,4х + 2,6х + 3х
|
123%
|
0,02
|
11% от 900
|
||
0,24 : 0,8
|
7х – 1.2х
|
36%
|
0,4
|
9% от 300
|
||
3,5 * 0,2
|
1,5х + 5 + 3х
|
21%
|
0,67
|
12% от 500
|
Задание для поиска помощников.
Вычисли и узнай слово:
- 2,5 + 1,3 5) 7,5 : 3
- 1.4 – 0,7 6) 1 – 0,3
- 0,3 * 6 7) 0,4 + 2,6
- 3,5 * 2 8) 4,2 : 0,7
6 |
0,7 |
7 |
25 |
0,3 |
38 |
1,8 |
3,8 |
2,5 |
3 |
18 |
ы |
и |
а |
е |
у |
к |
т |
в |
м |
н |
д |
Ответ: витамины.
Учитель. Наконец – то мы проветрили помещение. Ведь при курении в воздух поступает 50% ядовитых веществ. А им дышат окружающие. Получается, что некурящие тоже «курят».
Давайте посмотрим, кто же будет нам помогать?
Нашими помощниками сегодня будут витамины. ( Слайд 5 )
Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Первым к нам пришел витамин А.
Он отвечает за зрение, кожу, сокращает длительность заболеваний.
Задача №1 от витамина А. (Устно).( Слайд 6 )
Известно, что в среднем 80% курящих страдают заболеванием легких. Найдите количество больных, если курят 500 человек.
Ответ: 400.
К нам прибыл витамин В.
Он отвечает за работу мозга, нервную систему, способствует росту, улучшает зрение.
Задача №2 от витамина В ( самостоятельно).( Слайд 7)
После курения происходит уменьшение диаметра мельчайших артерий на 30%. На сколько микрон уменьшился диаметр артерии, если он был равен 20 микронам? Чему он стал равен?
Ответ: 6мк; 14мк.
Как это отражается на организме человека?
Уменьшается скорость кровотока, тканям не хватает питания, с большей нагрузкой работает сердце.
К нам пришел на помощь и витамин С.
Он предохраняет от простудных и инфекционных заболеваний, предупреждает цингу, ускоряет заживление ран.
Задачи от витамина С.
( Слайд 8 )
№3 (самостоятельно). Одна сигарета разрушает 25 мг витамина С. Дневная норма приема витамина С 500 мг. Сколько витамина ворует у себя тот, кто выкуривает 14 сигарет в день? Сколько витамина С у него остается?
( Слайд 9)
№4 ( устно). Известно, что если человек пробыл в накуренном помещении 1ч, то это равноценно 4 выкуренным сигаретам. Сколько человек потерял витамина С, если он пробыл в накуренном помещении 2ч?
Ответ: 200мг.
А ведь многие витамины могут действовать только в комплексе с другими.
Теперь витамины приглашают нас в больницу, но доктор Пилюлькин закрыл вход на замок от Сигареты. Чтобы его открыть, надо выполнить некоторые движения.
Физкультминутка.
Встали, показали с помощью рук: прямой угол, острый угол, развернутый угол, острый угол, прямой угол.
Учитель. Молодцы! Замок мы открыли. А теперь берем невидимые халаты и одеваем их. Поправили воротнички, проверили, все ли пуговицы застегнуты. Очень тихо, чтобы не разбудить больных, сели на свои места. Проверили, чтобы туловище т ноги образовывали прямой угол.
Мы в онкологическом отделении.
( Слайд 10)
№5 ( самостоятельно ). В отделении 20 человек с диагнозом рак легких. 90% всех больных – курильщики. Сколько человек могли бы избежать этого заболевания?
Ответ: 18.
Пройдемте в отделение сердечно – сосудистых заболеваний.
( Слайд 11 )
№6 (устно). 30 больных перенесли инфаркт (нарушение питания сердечной мышцы и ее омертвление). Известно, что среди них 80% курящих. Сколько человек могли бы быть здоровыми?
Ответ: 24.
-Теперь нас просят пройти в отделение терапии.
( Слайд 12)
Самостоятельно по вариантам.
1вариант. Длительно и много курящие заболевают язвой желудка в 10 раз чаще. Всего в отделение 33 человека. Сколько человек могли бы не заболеть?
Ответ: 30.
2вариант. В результате курения получили различные заболевания 60 человек. Подростков среди них в 2 раза больше, чем взрослых. Сколько подростов могли остаться здоровыми?
- Мы прощаемся с витаминами и возвращаемся в класс.
Ученик читает стихотворение В. Маяковского.
Граждане,
У меня
Огромная радость.
Разулыбьте
Сочувственные лица.
Мне
Обязательно
Поделиться надо,
Стихами
Хотя бы
Поделиться.
Я сегодня
Дышу, как слон,
Походка
Моя
Легка,
И ночь
Пронеслась
Как чудесный сон,
Без единого
Кашля и плевка.
Я порозовел
И пополнел в лице.
Забыл
И гриппы,
И кровать.
Граждане,
Вас
Интересует рецепт?
Открыть?
Или…
Не открывать?
Граждане,
Вы
Утомились от ожиданья,
Готовы
Корить и крыть.
Не волнуйтесь,
Сообщаю:
Граждане –
Я
Сегодня –
Бросил курить!
Учитель. Видите, какую радость испытывает человек, если ему удается бросить курить.
Как вы думаете, почему же зная о вреде курения, люди продолжают курить, а кто – то в первый раз закуривает? Мы же не будем пить воду, если она отравлена ядом?!
Стоит ли начинать курить?
( Слайды 13, 14)
От доктора Пилюлькина нам доставили конверт, а в нем задачи на дом. Он просит их решить, - тогда Сигарета отпустит его в больницу.
Задачи на дом:
( Слайд 15)
№1. После курения одной сигареты в кровь поступает 3 мг никотина. Сколько никотина поступит в кровь, если человек выкурит 14 сигарет? Смертельная доза 50 – 100 мг.
№2. Некоторые зарубежные фирмы за одну и ту же работу курильщикам устанавливают заработную плату на 15% ниже, чем некурящим. Заработная плата 340$. На сколько меньше получит курящий?
№3. До 15% рабочего времени уходит на курение. Рабочий день длится 8ч.Сколько рабочего времени теряется из-за курения?
(Слайд16)
89271705124